Наше село называется не совсем понятными для городского человека словами «Большие Липяги» - это одно из старейших селений края. Основано оно было в первой половине 18 века русскими «служивыми людьми», выходящими из центральных губерний России, из Валуек, и однодворцами – валуйскими казаками. Само название селения Большие Липяги произошло от русского старинного слова – «липяг» - «липняк» - что значит возвышенность с липовым лесом.

  Много трагедий, перемен, коренных переломов, военных неурядиц и много другого вынесло наше село, как и многие села нашей большой многострадальной России.

  Наши односельчане помнят и хранят свои обычаи и обряды – ведь это наше духовное богатство, наша экологическая среда, требующая защиты и сохранения.

   Все традиционные праздники не забыты жителями нашего села. Они с большим уважением относятся к Рождественским праздникам, к великому Крещению. Хлебосольно в каждой семье встречают Масленицу, с большим уважением относятся к пасхальным праздникам, предшествующим воскресеньям: Благовещенье, Вербное воскресение, и всем селом празднуют Пасху – светлое воскресенье.

В Большелипяговском Доме Культуры создан уголок фольклора. На начальном этапе в нем было собрано 43 предмета старины. Ведется альбом обычаев и обрядов.

Обычаи и законы.

В семье все отношения строились на взаимном уважении друг к другу, а так же на подчинении младших старшим. Главой семьи всегда был дед или отец (хозяин). Его слушали и жена, и дети. В любой семье отмечались все праздники, старшие обязательно ходили в церковь. Обедали всегда всей семьей, перед обедом молились. Традиционным напитком в любой семье был компот. Младшие должны были уважать старших: всегда и везде – на улице, вне дома, на гулянии.

Записано со слов Котовой Татьяны Ивановны.

Собиратель: Некрасова Т.Н.

Старинные праздники.

Перед Рождеством Христовым отмечали престольный праздник Миколы. Праздновали 3 дня: не пряли, не вязали. В церкви служили обедню. Молодые ребята и девушки ходили на улицу.

  Рождество Христово праздновали две недели. Мужчины дрались на «кулачки», «стенка на стенку». Девушки под гармонь пели и танцевали. Через неделю после Рождества наступало Крещение. До света в церкви отслужат обедню, потом идут до колодезя святить воду. Освященную батюшкой воду несут домой. Этой водой лечили себя и детей. Праздновали Крещение 3 дня. Под Новый год ели кутью, девушки гадали, ворожили, ловили курочек, ставили перед ними зеркало, просо и воду. Если курица смотрит в зеркало, значит жених будет хорошим человеком. Если же курица клюет просо и пьет воду, значит он будет пьяницей. Через ворота девушки бросали черевики: в какую сторону он  упадет носом – там и искать жениха.

  Масленицу праздновали неделю. Ездили в гости к молодым, готовили рыбий холодец, рыбу, орехи пекли в масле, неделю пекли блины, пирожки, вареники.

   Пост продолжался семь недель. Варили гарбузовую кашу, рыбу, пирожки с картошкой, пекли пампушки  в подсолнечном масле, варили житное тесто с черносливом.

    Велик День праздновали 3 дня. Пекли куличи, красили яйца. Перед Пасхой служили всеношную, до света святили куличи. Есть неосвященный кулич считалось большим грехом.

   На Семик собиралось большое празднество. Все хаты стояли побеленные, во дворах и около них чистота. Березовые ветви вешали на столбах, на воротах, на крыльце. Травою посыпали пол в хате. По иконам вешали вышитые рушники, зажигали перед ними лампадки.

    Спасы: яблочный, медовый. Петров день.

Записано со слов Черниковой Просковьи Николаевны 1913год рождения.

Собиратель: Некрасова Т.Н.

 

"Как на Ивана, да на Купала"

В рамках проекта «Возрождение обрядов и традиций празднования Ивана Купалы». 7 июля в Большелипяговском ЦКР состоялось событие, знаменитое своим гулянием - празднование Ивана Купала, одного из самых радостных и светлых праздников на Руси. Мероприятие проходило с целью популяризации обрядов и традиций празднования Ивана Купалы среди молодёжи, с учетом местных старинных обрядов и традиций.

В 18-00часов на территории ЦКР прошел мастер-класс по плетению венков. Участницы конкурса  « Затейливый веночек»,приняли участие в демонстрации своих венков. После чего все отправились на водоем. У воды были организованы старинные народные игры. Одним из обязательных атрибутов празднества Ивана Купала считается костер, вокруг которого  водятся хороводы. И, конечно же, прыжки через костер и крапивную веревку, которые согласно верованиям позволят не только исцелиться, но и снять сглаз, стать удачливее. Все желающие приняли участие в квесте "В поисках папоротника".

   

Сватовство и женитьба.

В большинстве случаев женитьба и замужество состоялись по любви и согласию между парнем и девушкой. Но были случаи, когда невест приглядывали родители, но как говорится «руби дерево по себе». Богатые выбирали богатых, а бедные – бедных. Перед свадьбой походило сватовство. Сватать приходят отец и мать, родственники. В хате договариваются о невесте, но её сразу не показывают, вызывают позже, спрашивают её согласия. Приносят сваты с собой большой пирог и водку. Если согласна, то пирог оставляют в доме у невесты, если нет – забирают с собой. Договариваются, когда будет свадьба и девишник. Девишник обычно был вечером, накануне дня свадьбы. Девушки, подружки невесты, собираются все вместе, играют в игры, поют песни за столом. Невеста печалится, если нет у нее отца или матери плачет. Потом девушки стелют себе постель на полу и ложатся спать до свету. Рано утром невеста их будит, говоря: «Красные девушки, пора вставать». После девишника играют свадьбу. Девушки застилают столы скатертями, вывешивают рушники, вышитые руками невесты, кладут по пирогу на каждый край стола, поют песни.

   Когда приезжает жених, то он,  прежде всего, должен откупить стол, и чтобы девушки его отдали, наливает им по рюмке водки. За стол сажают невесту, рядом с ней – молоденькую девушку, её сестру, близкую родственницу, дают ей в руки скалку. Жених выкупает невесту, он предлагает деньги: пять, десять рублей. Если невесту это устраивает, то жениха сажают за стол, все обедают, потом он забирает невесту домой, и там играют свадьбу. Везет  в церковь под венец. Батюшка их венчает. На свадьбу приглашаются родственники, друзья, знакомые. Свадьба играется три дня, если стороны богаты. У невесты коса разделяется на две косы, они заплетаются, укладываются, покрываются платком. Все девушки в те времена ходили с косами, не иметь её считалось позором. И девушки, и женщины накрывали головы платками, раскрытыми не ходили. На свадьбу одевается самая красивая «пара» - кашемировая, шелковая. Голову покрывают тонкой шерстяной «дымкою», так, что лица не видно.

Записано со слов Чужиновой Марии Михайловны 1912 года рождения.

Собиратель Страхова И.А.

Свадебные песни.

Когда посватают невесту, одна из подружек спрашивает: «Тетушка и дядюшка, благословите хлеб – соль обыграть». Они разрешают. Она поется так:

- Кукушка, кукушка, не умолкай,

Немножко тебе куковать.

От Егорова дня и до Петра.

Плачь, плачь, Марьюшка, не умолкай,

 Немножко тебе у батюшки сидеть.

Не год и не два годовать,

 Одну часиночку часовать.

Как присядет Иванушка со боярином,

С честным поездом,

Возьмет, возьмет Марьюшку за рученьку,

Возьмет Ивановну да за правую,

И разлучит Иванушка с отцом, с матерью,

И разлучит – с родом – племенем,

И приручит Марьюшку к свекру – свекровушке.

Лютой свекор, лютой свекор,

Да не лютей свекрови. (песня рассчитана на жалкий голос, все плачут)

  Как привезут невесту к жениху, сажают в святой угол, под цветы, поют вот такую песню.

 

     - Не трубушки трубят рано на заре,

И плакала Марьюшка по русой косе.

Не год тебя косушка, косушка,

Не год пахала, не два лелеяла.

Кохала тебя, косушка, 18 лет,

Теперь тебе, косушка, на век воли нет.

Приехала свашка из иного села,

Из иного села и не милого.

Стала мою косушку рвать и метать,

И на две заплетать. ( уневесты расплетается коса и заплетается на две).

 

   Когда приезжают за невестой, то со стороны невесты девушки величают тех, кто приехал, вот такой песней.

 

  - Березничек листоватый

А кто ж у нас не женатый ,

Лей, лей не женатый,

Иванушка холост ходит

Лей, лей холост ходит.

Его девки возлюбили,

Красну девку подарили,

Лей, лей подарили.

Лей,лей, подарили.

Красну девку Аксиньюшку,

Да красну девку  - Ивановну.

Лей, лей, Ивановну,

Лей, лей.

Эта песня поется для молодого парня, дружка жениха.

 

А вот следующая – величает женатого мужчину, который приезжает вместе с женихом за невестой.

- В огороде капустушка,

В огороде молодая,

Белый качаночек.

У Ивана хозяюшка, у Ивана молодая,

Милый животочек.

Ой, милая часинушка, неделюшку плакала,

Ой, заплакала ясны очи,

Ой, заплакала ясны очи за четыре ночи,

Как сказали Марьюшке,

Как сказали Ивановне,

Сударь Иван едет,

Не успешила Марьюшка,

Не успешила Ивановна

Шубушку надеть.

За рукав шубу тащила,

В середи двора одела,

Середи двора одела,

За воротами встрела.

Целовала, миловала,

Целовала, миловала,

А правды не сказала.

Я скажу тебе правду,

Я скажу тебе правду

У новых у сенях.

Я рожу тебе сына,

Я рожу тебе сына,

Как белого сыра,

Я рожу тебе дочку

Как белую колпочку.

 

Следующая песня поется в том случае если жених не приезжает ко времени, а задерживается.

 

- Во поле – поляне желтый цвет,

Чего тебя, Иванушка, долго нет.

А то тебя, Мариюшка прождалась,

Белую белиночку сбелила,

Красный брус мыла измыла.

 

Когда жених подъезжает к селу, его встречает детвора. Они бегут к дому невесты с криками: «Едут, едут!»

И начинается песня:

- Вдоль да по улице,

Вдоль да по широкой,

Поезд проезжает,

Никто тот поезд

Никуда не пропускает.

Только впустил и благословил

Марьин батюшка.

 

Жениха сажают за стол дома, перед тем, как ехать за невестой, поют:

 

- Ой, буйные ветрушки да повеяли,

Хорошо наши бояре поехали,

Ой, станьте вы, бояре, во зеленых лугах,

Вы покличьте, вы покличьте красну девицу,

Красну девушку Мариюшку.

Ой, не узнать тебя, лесюшко,

Промеж болот.

Только узнать тебе, лесюшко,

Золотые рога,

Ой, не узнать тебя, Иванушка,

Промеж бояр.

Только узнать тебя, Иванушка,

Да по шапочке.

На нем шапка, на нем шапка соболевая,

А опушечка бобровая.

 

Свадьбы проводились с лета и до глубокой осени.

 

Записано со слов Черниковой Варвары Илларионовны 1912 года рождения.

Собиратель Некрасова Т.Н.

 

Рождение ребенка.

Рождение ребенка всегда было важным событием в семье. Большей частью женщины рожали дома, были случаи, что и в поле. Роды принимала бабка-повитуха, к ней приходили лечиться женщины и из других сел. Младенца обязательно крестил батюшка. Церковь в то время стояла на том месте, где сейчас Дом Культуры. Была она пятиглавой, очень красивой, с колокольней, и на каждый праздник звонили колокола, причем, на  каждый случай жизни: пожар, похороны, крестины, годовой праздник – звучали разные звоны. В церкви пели певчие.

   Около церкви находилась строжка, в ней постоянно находился человек(титор), который продавал свечи, подогревал воду для крещения ребенка, звонил в колокола. В сторожке была купальня, в ней крестили детей. По праздникам звонили к вечерне, все ехали с поля домой к 5-ти часам вечера, и со всеми делами успевали справиться, не оставляли  в поле ни одного зернышка.

Но к женщинам-роженицам снисхождения было мало: родила, и через 1-2 –на работу. Если дома некому было помочь, женщина сразу бралась за домашние дела.

После крестин в церкви устраивалось торжество дома: приглашались все родственники, угощались обедом, дарили младенцу кто что сможет. Тут же присутствовали кум и кума.

Записано со слов Решетниковой Акулины Кирилловны.1913г.р.

Собиратель Некрасова Т.Н.

 

Игры.

Для игр в селе существовало определенное место, называлось оно – «косик». Там всегда собирались и дети, и молодежь.

Начинались они с весны, когда работы было еще мало. Летом все были заняты работой, даже дети: они пасли телят, коров, гусей. Но в воскресенье вечером вся молодежь собиралась там, играла гармонь, девушки водили хоровод.

  На Рождество было две недели праздников. Моолдежь нанимала «»Игрища», т.е. хату, где можно было бы собраться, поговорить, повеселиться. Туда сходились девушки, парни с гармошками. Игрища проходили большой частью у бедных, и каждый платил чем мог: пшеном, зерном, мукой, подсолнечным маслом, приносили топить будыллок (подсолнечных), навоза. Деньги не платили.

Играли в «Жута» - («Угадай, кто тебя бьет?», В «Кольцо».

Сюда сходились и гармонисты, и балалаечники, плясали, пели.

Святки начинаются – игры кончаются. Каждый занимается своим делом. Девушки в основном пряли, в пятницу вышивали рушники, рубахи, вязали. В субботу прибирали в хате. В воскресенье не работали.

Неделя Маслены тоже сопровождалась весельем. В каждом переулке была своя катанка, и  катались кто на чем мог: на санях, подсанках, салазках. Каждую зиму было много снега. Но первые 4 дня вышивали, по вечерам катались. Наряжали «верблюда» из 3-х человек, ходили с ним по всему селу, дразнили его, он обрызгивал всех водой.

После Маслины заходил Пост(7 недель) – никаких игр, только пряли и ткали, не ели ничего мясного.

К Пасхе(Велик День) делали специально «Рели» - качели. Три дня ходили на качели. Старушки и деды приходили из церкви, обедали, а потом отдыхали на лавочке. Молодежь шла на улицу, до вечера.

На Семик не работали 3 дня, не пололи, качались на релях, водили хоровод «рука об руку».

Записано со слов Матчиной Евдокии Ильиничны. 1909г.р.

Собиратель Некрасова Т.Н.

 

Одежда.

Зимой мужчины и женщины носили суконные шубы, а так же  овчинные длинные и широкие шубы, белые цветом. На ноги одевались хромовые сапоги, кожаные чирики – похожие на галоши, только с оборками, они теплее резины. Кожаные сапоги не пропускали ни грязь, ни мороз, ни воду. Выделка была отменная. В морозы одевали валенки, прочные и мягкие. Их выделывали 2 человека, жили они на х. Гаплеевка. Мужчины носили шапки, полушубки. Женщины на голову покрывали шали клетчатые, барашковые зеленые( цвет зеленый, а по нему белые цветы, назывался барашковым), теплые пуховые, толстые платки, иногда шелковые, всяческих расцветок. На ноги одевали четры из кожи.

Летом женщины ходили в широких юбках, в длинных рубахах из холстины. Холстина была тонкая и толстая. Все рубахи были вышитые, на голове платок, ходили девушки и замужние женщины покрытые. В праздники надевали кофты и юбки из кашемира, маронновой ткани(вишневая с черными цветами); из сатина, шерстяной, шелковой, атласной ткани. В будни одевался обыкновенный ситец. Ситца был выбор очень богатый, всяческих расцветок.

Праздничная пара – это юбка и кофта из одного материала: из атласа, шелка, кашемира ит. д.

Мужчины в будни одевали портки из холстины: белые, синие и рубахи длинные холстинные. У парней рубахи были вышиты узорами на груди и по рукавам.

В праздники одевались красивые сатиновые рубахи: красные, зеленые. Штаны шились суконные, хорошие, черные. Летом на голову одевали фуражки(назывались картузы).

Записано со слов Лукиновой Нины Михаиловны 1920г.р.

Собиратель Гусева М.В.

 

Фольклорный уголок «Горница».

 

В наши дни молодое поколение  интересуется историей своих бабушек и дедушек.

В фольклорном уголке «Горница» они с удовольствием  знакомятся с обрядами, предметами  старины, традициями  и обычаями предков.

 

 

Не только дети, но и взрослые с удовольствием знакомятся с историей своего края, традициями своих предков.

 

 

Большелипяговский ЦКР активно проводит работу по выполнению долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2015-2020 годы. Роль народного искусства в жизни нашего села возрастает. Оно становится одним из главных средств сохранения уникальных, самобытных, культурных традиций народа. В этом направлении активно ведет свою деятельность мастер декоративно-прикладного творчества, стараясь привить населению и в первую очередь детям интерес и любовь к декоративно – прикладному творчеству, воспитанию правильного художественного вкуса.

В Центре культурного развития работают кружки декоративно-прикладного творчества «Мастерица», «Умелые ручки», где с большим интересом дети познают секреты изготовления старинных народных кукол, учатся лоскутному мастерству, вязанию. Их изделия принимают участие в выставках декоративно-прикладного творчества, проводимых в Центре культурного развития и районных. Ежегодно проходит единый день мастера «Руки мастера диво дивное творят». Очень радует, что среди мастеров, участвующих в районных выставках принимают на профессиональном уровне участие и дети. Широко с задором проходят масленичные гуляния, возрождаются обычаи и традиции местного фольклора, проводятся святочные гадания, калядки, щедровки, празднование Старого нового года, Ивана Купалы, Светлого праздника Пасхи и другие.

   

 

 

  

 

close